Учебная программа дошкольного образования

Образовательная область: Музыкальное искусство

 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.

Задачи: 

  • развивать: эмоциональную отзывчивость на вокальную и инструментальную музыку, общие и музыкально-сенсорные способности;  
  • формировать: способы исполнения (в процессе пения, музыкально-ритмических движений) и первоначальных музыкально-творческих проявлений; умения подпевать несложные попевки и песенки, выполнять основные танцевальные и образные движения под музыку;
  • воспитывать: чувство сопереживания и сочувствия музыкальным образам, желание взаимодействовать в процессе музыкальной деятельности со взрослым и сверстниками, потребность в музыкальной деятельности.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.

Задачи

  • развивать: общие, музыкально-сенсорные и специальные музыкальные способности, интерес, эмоционально-позитивное отношение к музыкальному искусству;
  • формировать: осознанное восприятие образов музыкальных произведений; понимание значения отдельных средств музыкальной выразительности в музыкальном образе; способы подпевания, музицирования, исполнения музыкально-ритмических движений, самовыражения в песенных, танцевальных, песенно-инструментальных импровизациях;
  • воспитывать: эстетические потребности, чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; понимание эмоций и чувств, заложенных в музыкальных произведениях; желание участвовать в музыкальном творчестве.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.

Задачи

  • развивать: общие, музыкально-сенсорные и специальные музыкальные способности, психические процессы (воображение, память, мышление), эмоционально-позитивное отношение, интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности и музыкальному творчеству;
  • формировать: умение воспринимать образы народной, классической, современной музыки и сопереживать им; различать, называть наиболее яркие средства музыкальной выразительности и применять их при характеристике музыкальных образов; умения самостоятельного выразительного пения, музицирования, исполнения танцев, хороводов, самовыражения в музыкальных импровизациях (песенных, танцевальных, инструментальных);
  • воспитывать: желание познавать музыку, ее эмоционально-образное содержание, участвовать в музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.

Задачи

  • развивать: общие и специальные музыкальные способности, психические процессы (воображение, музыкальную память, музыкальное мышление), эмоционально-позитивное отношение, интерес к разным жанрам музыкального искусства, к музыкальному исполнительству и творчеству;
  • формировать умения восприятия музыкальных образов народной, классической, современной музыки и высказывания о ней; самостоятельного выразительного исполнения песен (соло, дуэтом, хором), танцев (соло, в паре), пьес (соло, в ансамбле, оркестре); опыт самостоятельного импровизирования и конструирования однородных и синтетических композиций с использованием доступных средств музыкальной выразительности, их оценки и применения творческих продуктов в разных видах музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности; определения собственных музыкальных предпочтений, активного обмена мнениями об исполнительской и творческой деятельности своей и сверстников;
  • воспитывать: позитивное отношение к музыкальному искусству как к общечеловеческой ценности; желание познавать разные жанры музыкального искусства, его разнообразное эстетическое содержание, активно проявлять себя в музыкально исполнительской и творческой деятельности.

Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.

Задачи: 

  • развивать: музыкальность, воображение, креативность, эмоциональную отзывчивость на образы разных жанров музыкального искусства, позитивное отношение к разным жанрам народного, классического, современного музыкального искусства, интерес к музыкальным произведениям, музыкально-исполнительской и музыкально творческой деятельности;
  • формировать: умение самостоятельно рассказывать о выразительно изобразительном содержании музыкальных произведений одного и разных жанров, одного и разных композиторов, основываясь на знании средств музыкальной выразительности; умения выразительно исполнять песни (соло, дуэтом, хором), танцы (соло, в паре), пьесы (соло, в ансамбле и в оркестре); опыт самостоятельного импровизирования в разных жанрах музыки с использованием доступных средств музыкальной выразительности, умения самооценки и оценки качества исполнения и применения творческого продукта, применения ранее выученных песен, танцев, пьес, импровизаций в разных видах эстетической деятельности; активного обмена впечатлениями о музыке, о собственных музыкальных предпочтениях;
  • воспитывать: желание активно приобщаться к музыкальной культуре, ее разнообразному эстетическому содержанию, самовыражению в музыкальном исполнительстве и творчестве.
свернуть

Образовательная область: Изобразительное искусство

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.

Задачи: развивать: способность воспринимать произведения искусства (народная игрушка, книжная иллюстрация), эмоционально откликаться на содержание образа, его художественные особенности (цвет, форма, основные части и детали); интерес к изобразительной деятельности, желание заниматься ею; способы познания образов изобразительного искусства; умение устанавливать связь между знакомыми предметами, явлениями окружающего мира и их изображениями в иллюстрациях детских книг, рисунке, лепке, аппликации, конструировании;

формировать: способы зрительного и тактильного обследования для уточнения представлений о предметах, народной игрушке; изобразительных и конструктивных действий (рисовать, лепить, создавать аппликационные работы, конструировать из строительного материала, деталей конструкторов);

воспитывать: желание участвовать в совместной творческой деятельности со взрослым и другими детьми, в освоении элементарных приемов изобразительной деятельности.

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.

Задачи: развивать: изобразительные способности; эмоционально-позитивное отношение к доступным видам изобразительного искусства (народное декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура), процессу и результату изобразительной и творческой деятельности; способы познания характера художественного образа в произведениях искусства, средств выразительности, изобразительных возможностей материалов; способы исполнительской и творческой изобразительной деятельности;

формировать: опыт художественного восприятия (целостного и детального); основные формообразующие движения (освоение и самостоятельное применение); способы и техники выполнения рисунка, лепки, аппликации, конструирования;

воспитывать: эстетические чувства; желание отображать свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами; устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.

Задачи: развивать: изобразительные и конструктивные способности; эмоционально позитивное отношение к доступным видам изобразительного искусства (декоративно прикладное искусство, книжная и прикладная графика, скульптура малых форм, архитектура, дизайн), процессу и результату изобразительной и творческой деятельности; интерес к художественному экспериментированию; творческое воображение; умение познавать выразительные средства художественного образа в произведениях искусства, изобразительные возможности материалов; способы исполнительской и творческой изобразительной деятельности;

формировать: опыт художественного восприятия, основные формообразующие движения; изобразительные и конструктивные умения; способы и техники выполнения рисунка, лепки, аппликации, конструирования;

воспитывать: ценностное отношение к произведениям искусства, эстетические чувства; желание отображать свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами, устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; навыки сотрудничества и сотворчества.

 

СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.

Задачи

  • развивать: изобразительные и конструктивные способности, эмоционально позитивное отношение к доступным видам изобразительного искусства (живопись, книжная графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн), процессу и результату изобразительной и творческой деятельности; интерес к экспериментированию с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками; умение распознавать выразительные средства художественного образа в произведениях искусства, природном и бытовом окружении; изобразительные возможности материалов;
  • формировать: опыт художественного восприятия, создания выразительного образа, творческое воображение, изобразительные и конструктивные умения; способы и техники выполнения рисунка, лепки, аппликации, конструирования в соответствии с образовательными задачами и собственным замыслом;
  • воспитывать: ценностное отношение к искусству, эстетические чувства и оценки; желание отображать свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами, устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Задачи: 

  • развивать: изобразительные и конструктивные способности в разных видах изобразительной деятельности; художественное восприятия и понимание языка искусства; умение познавать выразительные средства художественного образа в произведениях искусства, природном и бытовом окружении, использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности;
  • формировать: устойчивый интерес к изобразительному искусству, самостоятельному воплощению творческого замысла, совместной художественной деятельности; умения эмоционально откликаться на художественные произведения; создавать выразительный образ в рисовании, лепке, аппликации, используя разные способы и приемы, средства выразительности; технические навыки работы с изобразительным, природным и дополнительным материалом; содействовать накоплению опыта вариативного применения средств и способов лепки, конструирования из разного материала;
  • воспитывать ценностное отношение к художественным образам искусства, эстетическим качествам объектов окружающего мира, продуктам собственной творческой деятельности.
свернуть

Образовательная область: Физическая культура

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.

Задачи: 

  • оздоровительные: совершенствовать защитные функции, естественные процессы роста и развития организма через двигательную деятельность и закаливание; укреплять опорно-двигательный аппарат; повышать общий и эмоциональный тонус;
  • обучающие: обучать основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание), общеразвивающим и строевым упражнениям; формировать знания о разных видах физкультурного инвентаря и оборудования, способах его безопасного применения; развивать произвольность действий;
  • воспитательные: воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности, поддерживать стремление к участию в игровых упражнениях и подвижных играх со сверстниками.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, физической культуры личности.

Задачи

  • оздоровительные: способствовать оптимальному развитию физиологических систем организма и их функций в двигательной деятельности, формировать навык правильной осанки, укреплять свод стопы;
  • образовательные: развивать интерес, устойчивое представление ребенка о движениях (знать названия и направление движений, названия нескольких подвижных игр); обучать новым способам выполнения гимнастических и спортивных упражнений, знакомить с правилами их безопасного выполнения; переносить двигательные навыки в новую двигательно-игровую ситуацию;
  • воспитательные: воспитывать потребность в двигательной активности, организованность и самостоятельность в разных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.

Задачи

  • оздоровительные: способствовать адаптации функциональных систем организма к различному характеру и объему физических нагрузок, к изменяющимся условиям внешней среды; увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике; укреплять разные группы мышц; обеспечивать профилактику нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата (осанка, стопа);
  • образовательные: обучать новым способам выполнения гимнастических, спортивных упражнений; добиваться естественности, легкости, правильности выполнения движений; развивать произвольность действий, двигательную память; создавать условия для развития физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость); формировать знания о пользе физических упражнений, способах их безопасного выполнения; осознанную потребность в двигательной активности, стремление к творческому самовыражению;
  • воспитательные: воспитывать интерес к результатам собственных физкультурных достижений; развивать волевые, нравственные качества, правильную реакцию на успех и неудачу.

СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта, формирование основ здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.

Задачи: 

  • оздоровительные: совершенствовать функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной систем, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок; укреплять мышечный корсет; формировать мышечно-двигательные представления о правильной осанке и способность ее сохранять при выполнении физических упражнений;
  • образовательные: закреплять и совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки, элементы техники двигательных действий в гимнастических, спортивных упражнениях, спортивных играх; творчески переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную деятельность; знать предметы, снаряды, пособия, необходимые для выполнения физических упражнений, правила пользования ими; правила и условия проведения подвижных и спортивных игр; обучать умению оценивать свое двигательное поведение с точки зрения цели, процесса, способа действия;
  • воспитательные: воспитывать выразительность движений; избирательный интерес к определенным видам двигательной деятельности.

Воспитанники от 6 до 7 лет

Задачи

  • оздоровительные: совершенствовать устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды; укреплять суставно-связочный и мышечный аппарат; формировать способность к самоконтролю за сохранением правильной осанки, за самочувствием в процессе физической нагрузки; повышать физическую и умственную работоспособность;
  • образовательные: обучать детей умению видеть и понимать красоту движений; развивать умения действовать по собственному плану, подчинять свое поведение интересам коллектива; перестраивать упражнение по образцу или словесному указанию взрослого, выполнять его в разных вариантах; вычленять ведущие фазы путем сравнения; замечать ошибки и исправлять их, оценивать движения, свои и товарищей; развивать стойкую мотивацию достижений;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность и инициативность в применении двигательного опыта в новых двигательно-игровых условиях и жизненных ситуациях.
свернуть

Образовательная область: Ребенок и природа

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Задачи: 

  • развивать: интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем природном окружении, на картинках и в игрушках; умение ориентироваться в ярких свойствах объектов и явлений природы;
  • формировать: умения замечать, узнавать и называть объекты и явления природы в ближайшем природном окружении, на картинках и в игрушках;
  • воспитывать: эмоционально положительную отзывчивость на общение с объектами и явлениями природы ближайшего окружения.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Задачи: 

  • развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов и явлений природы;
  • формировать умения: выделять существенные признаки растений, животных, человека; устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы; ухаживать за растениями и животными уголка природы, цветника, огорода;
  • воспитывать желание проявлять заботу о растениях, животных.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Задачи: 

  • развивать: интерес к объектам и явлениям природы, к характерным проявлениям живой и неживой природы в разные сезоны, к потребностям растений, животных, человека;
  • формировать: умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе, между погодой и состоянием растений и животных; применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования;
  • воспитывать: гуманное отношение к природному миру.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Задачи: 

  • развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных; растениям и животным разных природных сообществ и природно-климатических зон;
  • формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;
  • воспитывать: нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Задачи: 

  • развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных разных сред обитания, приспособленным к разным условиям жизни;
  • формировать умения использовать разные способы моделирования признаков объектов, явлений природы, связей в ней, безопасного поведения в природе;
  • воспитывать бережливое отношение к природе, заботливое отношение к своему организму.
свернуть

Образовательная область: Ребенок и общество

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: интерес к себе, близким взрослым и сверстникам; способность видеть различные эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев), их изменения и выражать сочувствие;
  • формировать: поло ролевую идентификацию; представления о том, что хорошо и что плохо; элементарные способы общения, культуру поведения; умение взаимодействовать со сверстниками;
  • воспитывать: доброжелательное отношение и симпатию к близким взрослым и сверстникам, уверенность в своих силах, самостоятельность при выполнении гигиенических процедур.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: познавательную, эмоциональную сферы, воображение; потребность в общении с другими детьми в условиях разных видов деятельности; интерес к предметам и материалам рукотворного мира, игровой деятельности, труду взрослых и его результатам; умения различать и понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (радостное, печальное, спокойное), проявлять к ним чуткость, сопереживание; выражать собственные чувства в социально приемлемой форме (радость, благодарность, гнев, страх, злость);
  • формировать: осознание образа «я», себя как члена детского общества, половой принадлежности, своей и сверстников; позитивную оценку и самооценку своих действий; способы решения игровых задач, проблем в разных видах деятельности; умения соблюдать чистоту и опрятность, культуру принятия пищи; активно действовать с предметами окружающего мира, бережно относиться к ним; способы безопасного поведения в быту, на улице;
  • воспитывать: внимание и доброжелательное отношение к окружающим; желание активно участвовать в игровой и трудовой деятельности, оказывать посильную помощь, делиться игрушками, бережно относиться к ним; чувство сопричастности к современным событиям, к национальным культурным традициям.

 СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи:

  •  развивать: познавательные процессы, воображение, пространственное мышление, мотивационно-потребностную сферу, произвольность поведения, знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание новых образов); интерес к себе, собственному внешнему облику и внутреннему миру; критичность и дифференцированность оценки и самооценки; потребность освоения новых социальных ролей, выполнения правил культурного и безопасного поведения; умение использовать заместители вместо реальных предметов;
  • формировать: осознание себя как мальчика или девочки, способы поведения, адекватные половой роли; позицию созидания, преобразования окружающих предметов, сюжетов игр; активного участия в коллективных строительных играх, трудовой деятельности; способы налаживания успешных социальных контактов со сверстниками в видах деятельности и общении; положительное отношение к себе, к результатам деятельности своей и сверстников; адекватную оценку поведения и поступков своих сверстников, героев сказок;
  • воспитывать: чувство самоценности, собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели; потребность в соблюдении правил гигиены; уважение к людям труда и их результатам; интерес к национальным и общечеловеческим ценностям и культурным традициям белорусского народа.

СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 7 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Воспитанники от 5 до 6 лет

Задачи: 

  • развивать: социальные и познавательные мотивы, потребности познания своего «я», особенностей окружающих, социальной действительности; организаторские способности; произвольность поведения; интерес к труду взрослых и их профессиям, к родному краю, национальной культуре; умение проявлять сопереживание, позитивное отношение к себе и окружающим; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение налаживать с ними взаимодействие на основе доброжелательности, взаимопонимания, чуткости; навыки самообслуживания;
  • формировать: осознание своей принадлежности к семье, группе сверстников, малой родине, стране; потребность в эмоционально насыщенном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми, в позитивной самооценке и оценке результатов труда и деятельности взрослых и сверстников; способы культурного общения и поведения;
  • воспитывать: нравственные и эстетические чувства, желание активно участвовать в событиях социального окружения и семьи, бережное отношение к предметам рукотворного мира; осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Задачи: 

  • развивать: социальные и познавательные мотивы, потребности в сохранении здоровья и безопасной жизни, в познании внутреннего мира – своего, окружающих сверстников и взрослых; социальной действительности; лидерские способности, социально-нравственные чувства; интерес к труду, профессиям, предметам рукотворного мира, людям, прославившим Беларусь, достопримечательностям родного края, трудовым достижениям белорусов; коммуникативные умения: договариваться, разрешать конфликты, взаимодействовать в разных видах деятельности;
  • формировать: позитивную самооценку, самоконтроль, социально-психологическую готовность к школе, предпосылки к учебной деятельности; навыки безопасного поведения, сохранения и укрепления здоровья; ориентации в многообразии предметов рукотворного мира, профессий людей, ценностей национальной культуры; уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь, к людям, прославившим нашу Родину;
  • воспитывать: нравственные качества, чувства самоценности, патриотизма, гордости за успехи и достижения белорусов, стремление к взаимопониманию и сопереживанию близким, сверстникам, желание активно проявлять себя в событиях социальной жизни.
свернуть

Образовательная область: Художественная литература

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи

  • развивать: художественное восприятие, интерес к содержанию литературных (фольклорных) произведений; эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; умение слушать чтение литературных произведений, отражать в играх образы персонажей литературных (фольклорных) произведений, интерес к звукам, словам, рифмам;  
  • формировать: умения повторять отдельные слова и выражения из стихов, сказок; следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия); активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;  
  • воспитывать отзывчивость на произведения литературы и фольклора.

 ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи

  • развивать: эстетические чувства, художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость на литературные (фольклорные) произведения; элементарные проявления детского словотворчества;
  • формировать: умения воспринимать произведения художественной литературы, фольклора различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора); отдельные элементы художественной формы (рифма, ритм), отличать прозу и стихотворную речь, некоторые жанровые особенности сказки (повторы); слушать литературные (фольклорные) произведения вместе с группой сверстников; практические художественно-речевые действия: повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения, передавать словами, действиями, жестами содержание литературного (фольклорного) произведения; рассказывать знакомые произведения;
  • воспитывать: отношение к книге как к произведению культуры (бережное обращение, стремление к рассматриванию иллюстраций, повторному прослушиванию).

 СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи: 

  • развивать: способность к художественному восприятию (понимать образное содержание и тему, идею произведения, уметь следить за развитием действия в произведении, воспринимать мелодичность родного языка, оценивать характер и поступки героев, высказывать свое отношение к литературному произведению); способность различать прозаическую и стихотворную речь; понимать жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения, загадки; эмоционально откликаться, воспринимать средства художественной выразительности; умение внимательно слушать литературные произведения, соотносить личный опыт с фактами, представленными в них;
  • формировать: умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, последовательно пересказывать сюжет знакомых сказок, передавать характер персонажей; представления об особенностях структуры повествования (зачин, повторы, концовка); умения: выявлять выразительные средства языка (эпитеты, сравнения); устанавливать простейшие причинно-следственные связи между событиями, поступками персонажей литературных произведений; запоминать небольшие считалки, короткие стихотворения, пересказывать совместно со взрослым небольшие сказки, рассказы; использовать разнообразные интонации, паузы, логические ударения в соответствии с содержанием и характером произведения при чтении наизусть потешек, стихотворений, осмысленно запоминать их;
  • воспитывать: потребность слушать литературные и фольклорные произведения; интерес к книге, художественному слову; чувство сопереживания героям литературных произведений.

 СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.

Задачи: 

  • развивать: интерес к произведениям художественной литературы и фольклора, умения воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи, представления о многообразии жанров; чуткость к красоте и выразительности языка (эпитетам, описаниям, образным словам);
  • формировать: первоначальные рефлексивные умения; представления о способах создания творческого продукта;
  • воспитывать: культуру чтения, любовь к художественному слову; эмоционально позитивное отношение к произведениям художественной литературы и фольклора.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Задачи

  • развивать: интерес к произведениям художественной литературы и фольклора разных жанров, умение воспринимать их содержание, понимать причинно-следственные связи; предпосылки смыслового чтения;
  • формировать: представления о способах создания творческого продукта
  • и собственно стихосложении, сочинении; желание совместно со взрослым придумывать сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • воспитывать: культуру чтения, любовь к художественному слову; эмоционально позитивное отношение к литературным (фольклорным) произведениям.
свернуть

Образовательная область: Элементарные математические представления

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи: 

  • развивать: психические познавательные процессы, внимательность;
  • формировать: элементарные способы познания: количества (зрительное распознавание, тактильное, попарное соединение); высоты и величины в целом (практическое сопоставление двух предметов); формы (зрительное распознавание, подбор геометрических фигур по форме отверстия); способы ориентировки в знакомом помещении; на листе бумаги; способы определения частей суток и времени года; величинных характеристик и временных отрезков; умения: группировать объекты по одному признаку; устанавливать соответствие (количественное) между предметами наложением и приложением; словесно обозначать количества (один, два, три, много); ориентироваться в знакомой окружающей обстановке, на листе бумаги; первичные временные представления; 
  • воспитывать чувство уверенности в себе.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи: 

  • развивать: психические познавательные процессы, внимательность, настойчивость; способность воспринимать и отличать некоторые математические характеристики окружающих объектов (количество, форма, величина, положение в пространстве, время), проявлять к ним интерес;
  • формировать: умения: элементарной пространственной (на себе, от себя, на листе бумаги) и временной ориентировки; группировки и классификации предметов по одному признаку; создавать простые сериационные (упорядоченные) ряды из 3–5 элементов; представления о способах: установления количественных отношений между группами предметов по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложение, приложение, графическое соотнесение); познания параметров величины (длина, ширина, высота, толщина), сравнения двух предметов по отдельным параметрам и величине в целом; элементарного обследования геометрических фигур (осязательно-двигательным путем под контролем зрения);
  • воспитывать: интерес к элементарным математическим действиям, чувство радости по поводу познания нового, чувство уверенности в себе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи: 

  • развивать: последовательное и системное обследование и восприятие пространства, времени, движения, предметов в процессе практических действий, овладения набором эталонов формы, мелкую моторику, глазомер; наглядно-образное (как преобладающее) мышление, память, устойчивость внимания, воображение, речь, настойчивость, любознательность;
  •  формировать: представления: о количественном и порядковом счете в пределах 5–10; способах: установления независимости числа от качественных и пространственных признаков (цвет, величина, форма, положение в пространстве), отношений между целым и частью; опосредованному (через посредник) способу установления размерных отношений между двумя предметами или их изображениями; трансфигурации; различения частей суток, суток, времен года и определения их последовательности и чередования; сравнения, группировки и классификации предметов по 1–2 признакам; основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели); умения: считать в пределах 5–10 количественным и порядковым счетом (и в больших пределах в зависимости от возможностей воспитанников); определять форму предметов; словесно обозначать размерные отношения между элементами упорядоченного ряда, последовательность «от ... к ...»;
  • воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания; интеллектуальные чувства (чувство нового, желание узнать новое, радость по поводу открытия нового); чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.

 СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 7 лет

Воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи:

  • развивать: произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени; способствовать проявлению предпосылок математических способностей; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;
  • формировать: представления: о количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год); четырехугольниках; величине; умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–3 признакам; основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели); обучать способам: образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10); узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=», «>»); измерения величины с помощью условной мерки; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем); различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток;
  • воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений; проявление усилий, волевой регуляции процесса познания, терпеливости, аккуратности; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.

Воспитанники от 6 до 7 лет

Задачи: 

  • развивать: произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; чувство времени; способствовать проявлению предпосылок математических способностей; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;
  • формировать: опыт применения сформированных элементарных математических представлений для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также проблемных ситуаций в различных видах детской деятельности; умение группировать и классифицировать объекты по 1–3 признакам; способы решения простых арифметических задач; измерения величин с помощью некоторых абсолютных мерок; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем); умение ориентироваться во времени по часам; точную, аргументированную и доказательную речь.
  • воспитывать: интерес и эмоциональное отношение к содержанию и процессу познания математической сущности предметов и явлений, к математике; желание заниматься ею в школе; культуру рассуждений; волевую регуляцию процесса познания, терпеливость, аккуратность; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.
свернуть

Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте

 

Воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.

Задачи:

  • развивать: ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; фонематический слух;
  • формировать: представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова); сравнивать звуки в похоже звучащих словах; графические умения (готовить руку дошкольника к письму);
  • воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности; знакомство с буквами как знаками для обозначения звуков, формирование начальных навыков чтения.

Задачи: 

  • развивать: фонематический слух, произносительную сторону речи; навык ориентировки на листе бумаги; мелкую моторику рук (штриховка, обводка, «письмо» печатных букв);
  • формировать: представление о слове как языковой единице, слоговом строении слова; слово различительной роли ударения; знаковой системе языка (буквы); умение вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой анализ двух-, трехсложных слов; осуществлять звуковой анализ четырех- и пяти звуковых слов (интонационное выделение звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове); определять словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова; формировать начальные навыки чтения простых слов;
  • воспитывать: звуковую культуру речи; интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих
свернуть

Образовательная область: Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін

ПЕРШАЯ МАЛОДШАЯ ГРУПА.

выхаванцы ад 2 до 3 гадоў

Мэта: фарміраванне лексічнага, граматычнага, фанетычнага ўзроўняў сістэмы мовы, назапашванне камунікатыўных уменняў у розных відах дзейнасці.

Задачы: 

  • развіваць: навыкі зносін з дапамогай слова; пачаткі маналагічнага маўлення;
  • фарміраваць: уменні ўважліва слухаць і разумець указанні дарослага, выконваць нескладаныя даручэнні; разумець маўленне дарослых, звернутае да ўсіх дзяцей, удзельнічаць у дыялогу з дарослым і дзецьмі, карыстацца словамі для выказвання сваіх жаданняў, просьб, для наладжвання кантактаў з людзьмі, якія яго акружаюць; пасіўны і актыўны слоўнік дзіцяці, навыкі звязнага, граматычна правільнага дыялагічнага і маналагічнага маўлення; навыкі правільнага вымаўлення гукаў і інтанацыйнай выразнасці маўлення; уменне ўспрымаць і ўзнаўляць элементы (гукаперайманні, асобныя словы) простых твораў;
  • выхоўваць: патрэбнасць у зносінах і ўзаемадзеянні з навакольнымі людзьмі, пазітыўнае стаўленне да сябе, цікавасць і ўвагу да блізкіх людзей. 

ДРУГАЯ МАЛОДШАЯ ГРУПА.

выхаванцы ад 3 да 4 гадоў

Мэта: фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, развіццё разумення беларускай мовы і станаўленне рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.

Задачы

  • развіваць: разуменне беларускага маўлення, першапачатковыя навыкі зносін на беларускай мове;
  • фарміраваць: уменне адрозніваць беларускае і рускае маўленне; навыкі ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове;
  • выхоўваць асновы нацыянальнага светапогляду.

 СЯРЭДНЯЯ ГРУПА.

выхаванцы ад 4 да 5 гадоў

Мэта: фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жаданне авалодаць ёй; станаўленне рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.

Задачы

  • развіваць: элементарныя навыкі зносін на беларускай мове;
  • фарміраваць: уменне адрозніваць беларускае і рускае маўленне; навыкі ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове;
  • выхоўваць: асновы нацыянальнага светапогляду.

 СТАРЭЙШАЯ ГРУПА.

выхаванцы ад 5 да 6 гадоў

Мэта: фарміраваць устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць ёю.

Задачы

  • развіваць: пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, моўных асаблівасцей беларускай мовы ў параўнанні з рускай, навыкі маўленчага самакантролю;
  • фарміраваць: зносіны і сродкі зносін на беларускай мове, навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні дарослага, заахвочваць дзяцей да самастойных выказванняў на беларускай мове;
  • выхоўваць каштоўнасныя адносіны да багаццяў беларускай мовы.

 Выхаванцы ад 6 да 7 гадоў

Мэта: фарміраваць устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць ёю.

Задачы

  • развіваць: пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, навыкі маўленчага самакантролю;
  • фарміраваць: зносіны на беларускай мове, уменне звяртаць увагу на моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай, навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні педагагічнага работніка, заахвочваць самастойныя выказванні дзяцей на беларускай мове;
  • выхоўваць станоўчыя каштоўнасныя адносіны дзяцей дашкольнага ўзросту да беларускай мовы.
свернуть

Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения

 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 2 до 3 лет

Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.

Задачи: 

  • развивать: умения внимательно слушать и понимать указания взрослого, выполнять несложные поручения; понимать речь взрослого, обращенную ко всем детям, участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; начала монологической речи;
  • формировать: навыки общения с помощью слова; пассивный и активный словарь ребенка, навыки связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; навыки правильного произношения звуков и интонационной выразительности речи; умение воспринимать и воспроизводить элементы простых произведений на белорусском и русском языках (звукоподражания, отдельные слова);
  • воспитывать: потребность в общении и взаимодействии с окружающими людьми, позитивное отношение к себе, интерес и внимание к близким людям.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 3 до 4 лет

Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.

Задачи: 

  • развивать: артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух; первоначальные навыки эффективной коммуникации в соответствии с правилами культурного общения; умения слушать и понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; отвечать на вопросы; выражать свои мысли, чувства, впечатления с помощью речевых средств;
  • формировать: активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, способность понимать значение слова; навыки связной, грамматически правильной речи, активного поиска правильной грамматической формы слова, правильного произношения звуков и интонационной выразительности речи; умение составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого;
  • воспитывать: потребность в сотрудничестве с окружающими людьми, позитивное отношение к себе, интерес и внимание к сверстнику, желание взаимодействовать с ним, культуру общения.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

воспитанники от 4 до 5 лет

Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.

Задачи: 

  • развивать: фонематическое восприятие; артикуляционный и голосовой аппарат; речевое дыхание; умения пользоваться интонационными средствами выразительности; умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге: формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • формировать: активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни; элементарное осознание слова и словесных отношений; грамматически правильную речь, правильное произношение всех звуков родного языка; способность участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы;
  • воспитывать: положительное отношение к русскому и белорусскому языкам, желание разговаривать на каждом из них.

СТАРШАЯ ГРУППА.

воспитанники от 5 до 6 лет

Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.

Задачи: 

  • развивать: активное речевое общение в совместных играх, других видах деятельности; словесное творчество;
  • формировать: элементарное осознание языковой и речевой действительности; умения связной, грамматически правильной и чистой диалогической и монологической речи;
  • воспитывать: ценностное отношение к богатству белорусского и русского языков, желание говорить правильно, культуру речевого общения.

 Воспитанники от 6 до 7 лет

Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.

Задачи: 

  • развивать: самостоятельную активную речь, содействовать налаживанию речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; самостоятельное речевое творчество;
  • формировать: умения связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, элементарное осознание языковой и речевой действительности;
  • воспитывать интерес к богатству русского и белорусского языков, ценностное отношение к ним.

 

свернуть